Бизнес план – это никому не нужная теория, а на практике все иначе. Некоторые горе-предприниматели искренне верят в это утверждение.  А потом… разоряются. На самом деле бизнес план проекта – это основной документ, который поможет вам стартовать прибыльный бизнес с нуля.

В этой статье рассмотрим, какие основные пункты должен содержать бизнес-план проекта.

Резюме проекта

Это краткое, на 1-2 страницы, изложение сути бизнес-проекта. Основная его цель – заинтересовать инвесторов, показать им выгодность дела. 

В резюме излагаются следующие пункты:

— название, чем занимается компания;

— какую проблему потребителей на рынке решает; 

— какое решение предлагается;

— кто целевая аудитория проекта как можно подробнее. Например, если вы производите продукты, это не значит, что ваша аудитория – это все люди, потому что все едят. Бизнес направлен на определенный сегмент: на вегетарианцев, употребляющих еду без глютена и т.п.

— кто ваши конкуренты, какие решения они предлагают, чем вы отличаетесь, в чем лучше;

—  кадровые ресурсы: управленческие, специалистов, опыт решения ими аналогичных задач, каких еще специалистов планируете привлечь;

— финансовые расчеты: планируемые доходы, расходы, окупаемость, сколько денег необходимо вложить в проект;

—  что уже сделано и что планируется сделать в ближайшее время.

Основная часть бизнес-проекта

В ней необходимо подробно расписать все эти пункты, с графиками, диаграммами, расчетами.

О предприятии

Краткая история развития компании, форма собственности, структура, местоположение, патенты (если есть).

Об отрасли:

  • Развивающаяся, стабильная или на спаде
  • Объемы производства и потребления
  • Прогнозы развития отрасли

Продукция

В этом разделе даются подробное описание продукта компании, его характеристик, сравнения с продуктами конкурентов, выделяются преимущества предлагаемой продукции.

Производственный план

В этом пункте описывается технология производства, необходимое сырье и оборудование, его стоимость, сроки поставки.

Маркетинговая стратегия включает в себя:

  • Стратегия продвижения на рынок
  • Описание целевых потребителей
  • Прогноз  спроса на продукцию
  • Наличие договоров на поставку

Финансовый план содержит прогнозы продаж на первые 3-5 лет работы,  фонд оплаты труда, отчет о прибылях и убытках, движении средств, условия привлечения и возврата заемных средств.

Календарный план:  в какие сроки будут реализованы все этапы проекта.

Тщательная подготовка всех разделов бизнес-плана снизит риск провала проекта, создаст разумное представление о затратах и прибыли.