PESTLE-анализ рынка

Первым шагом в маркетинге, за которым следует разработка стратегии является анализ конкурентной среды. Грамотная оценка деятельности основных конкурентов отрасли, изучение потенциальных потребителей и разработка эффективной стратегии позволяет создать стабильное превосходство, выбирать каналы для эффективной коммуникации и снижать риски. 

В каких случаях применяется

Конкурентная среда влияет на все фирмы, так как другие игроки рынка с аналогичным продуктом есть практически всегда. Каждый новый товар — это некая разновидность уже существующего (если речь не идет об инновации), а это значит, что новый бизнес вступает в отношения косвенной конкуренции и требуется конкурентный анализ рынка. 

Без оценки других компаний, работающих в аналогичном направлении возникают сложности в принятии маркетинговых решений. Такую ошибку часто совершают владельцы стартапов. 

В оценке конкурентной среды важно:

  • проводить исследование потребителя, изучать его ценности и анализировать полученные данные;
  • исследовать конкурентов, их преимущества и слабые стороны, использовать в разработке эту информацию. 

Если вы будете опираться на максимально подробные сведения о самых важных игроках, то конкурентный анализ доли рынка будет продуктивным, как и стратегия на нем основанная. 

На основе какой информации проводится анализ

Для получения детальной и полезной информации о конкурентах, необходимой для анализа используются следующие методы:

  • опрос потребителей по разработанной анкете — сбор и оценка мнений о конкурентах среди всех существующих целевых групп;
  • поиск сведений в сети — мониторинг сайтов, обзоров, отзывов и так далее;
  • опрос менеджеров — такой персонал может предоставить для изучения презентации, специальные программы;
  • выбрать респондентов согласно поставленной задачи;
  • изучение обзоров отрасли — в открытых источниках можно найти финансовые показатели, рейтинги и иногда даже принципиальные особенности продукта;
  • личный опрос (при необходимости);
  • общение с экспертами — для представления качества товара конкурентов, оценки его имиджа и репутации.

Чаще всего используется анализ SWOT, который популярен благодаря простоте проведения и отличным результатам. Его принцип заключается в мониторинге плюсов и минусов всех компаний, которые можно отнести к конкурентам. Также применяют SPACE исследование, которое строится на готовой продукции. В процессе изучаются не предприятия, а преимущества и недостатки именно товара или услуги.

Для оценки конкурентной среды на будущую перспективу в пределах двух-пяти лет используется прием PEST, в ходе которого изучаются не игроки, а тенденции рынка. 

Как провести

В первую очередь следует определить цели анализа, так как от них зависят все пункты последующего исследования товарного рынка. Затем нужно определить, кто является основным конкурентом. Как правило, это компании занимающиеся аналогичной или похожей деятельностью. После того как список будет составлен, следует собрать как можно больше данных, характеризующих сильные и слабые стороны.

Полученные данные анализируются и конкурентам дается объективная оценка. Важно наглядно показать их минусы и плюсы, чтобы сформировать на этой информации план дальнейшего развития бизнеса. Конкурентную среду можно изучать до запуска компании или уже после начала работы, когда появится определенная сформированность. 

Посмотреть все кейсы

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ