Рыночная доля – это часть продаж, которая приходится на одно предприятие. Величина выражается в натуральных или стоимостных показателях, то есть сколько единиц товара было произведено, или какова стоимость выпущенного продукта.

Цель анализа рыночной доли:

— повышение эффективности борьбы с конкурентными компаниями;

— получение конкурентных преимуществ для расширения сферы влияния, и привлечения новых клиентов.

Маркетолог дробит рынок на несколько сегментов, анализирует их, собирая после в единое целое. Да, анализ собственного производства не показывает ситуацию на рынке – продажи растут, а рынок делает это еще быстрее, и цифры показывают, что ваша доля ничтожна или и вовсе отрицательна. Вторая ситуация – продажи компании падают вместе с рынком, и анализ показывает, что доля увеличивается на фоне всеобщего падения.

При анализе доли рынка часто используются такие условности и допущения:

1. внешние факторы влияют одинаково на разные предприятия в рамках одного сегмента или рынка;

2. рыночные доли перераспределяются после внедрения нового продукта, то есть отражается на каждом участнике;

3. долевое перераспределение происходит и когда товар покидает сегмент.

Для расчета рыночной доли есть простая формула – это разделить объем продаж компании на всю выпущенную продукцию рынка, и умножаем полученное число на 100%. Чем выше показатель, тем больше ваше внимание в сегменте или на рынке. Чтобы точно рассчитать этот параметр, нужно иметь такую информацию:

— какие компании являются конкурентами;

— ассортимент товара других игроков;

— особенности ценовой политики конкурентов;

— какие сегменты у каждой компании;

— особенности их рекламных кампаний.

В результате можно получить не только рыночную долю, но и поверхностно проанализировать конкурентные организации. Получив такую информацию, проще создавать торговые предложения, и работать на рынке.

Для оценки доли также важно учитывать прогноз продаж. Чтобы определить этот параметр:

1. опросите потенциальную целевую аудиторию на предмет намерений приобрести товар;

2. изучите спрос и потребление в разных сегментах и регионах;

3. изучите пределы спроса, к примеру, простому человеку достаточного одного мобильного номера;

4. изучите темпы износа продукта.

Чтобы стабилизировать и усилить рыночную долю, важно заложить в маркетинговой стратегии возможность появления новых конкурентов, а также повышение закупочной цены на сырье.